Софья (lemura) wrote,
Софья
lemura

Category:

"... за Вильяма нашего Шекспира"(с)

Не "Шерлоком" единым жив человек. К сожалению. Шерлокаинозависимость страшная штука.
И мы боремся с нею просмотром разных постановок "Гамлета".

Русских "Гамлетов" я видеть не могу. Когда-то мне нравился Смоктуновский в этой роли и не нравился Высоцкий. Но пересматривать я не в силах - раздражает, раздражает, чудовищно раздражает перевод.

Зато теперь у меня три любимых "Гамлета". Человек чести и политики в исполнении Кеннета Брана, чокнутый на всю голову и безо всякого призрака Гамлет Теннанта (как он высвистывает! Как он высвистывает гимн в сцене с театром!) и несчастный благородный Гамлет Мела Гибсона.

Только после просмотра разных постановок поняла, что это пьеса зеркал. Смотрите сами: Гамлет изображает сумасшествие и в нем страдает от одиночества и невозможности довериться кому бы то ни было - Офелия и впрямь остается одна и сходит с ума. Гамлет убивает Полониуса по ошибке и не в честном бою, думая, что убивает короля из мести за отца - Лаэртис убивает Гамлета тоже скорее по ошибке, потому что думает, что Гамлет виновник всех его несчастий - и убийство это бесчестное, и тоже месть за отца. Ну и очевидные мелочи - два Гамлета (отца Гамлета зовут Гамлет); актеры, которые играют то, что произошло тут же; совершенно неотличимые друг от друга Розенкранц и Гильденстерн (да, я тоже люблю Стоппарда)...

В фильмах эту зеркальную тему очень красиво обыграли: у Кеннета Брана это совершенно потрясающая сцена у фальшивого зеркала, за которым прячутся король и Полониус ("To be or not to be..."); у Дорана (где Гамлета играет Теннант) - это множество разбитых зеркал, это камеры в стенах дворца, сквозь которые мы видим происходящее, это близнецы отец и дядя Гамлета - обоих играет Патрик Стюарт.
И только в постановке с Гибсоном обошлись без зеркал совсем - но почему-то там тема отражений очень четко видна. Зато там потрясающая игра холодных и теплых тонов в кадре, когда холод - это тема Гамлета, и теплые тона - это цвета всех прочих в замке. Но постепенно краски тускнеют и выцветают - и в финале уже все холодно и мертво. Гамлет устал быть один и поверил в толику тепла - так и погиб.

Гамлет-Гибсон пугающе жесток и страшен, когда это нужно - но до чего же у него свое беззащитное лицо.

Но при всех различиях Гамлетов сцену с флейтой все трое сыграли практически одинаково, вплоть до движений. Это понятно, "я красил забор, тут стояло ведро": у Гамлета в руках флейта, а напротив - человек, который его предает. Но все равно забавно.

Очень интересно сравнивать историю Офелии во всех трех постановках, потому что у каждого режиссера у нее новая причина для сумасшествия а у Шекспира это вообще загадка и непонятно.

Полезла смотреть тривию о фильмах. Практически каждый второй, кто не играет Гамлета сейчас, играл его когда-то. Впору специально набирать только бывших Гамлетов на все прочие роли. Гибсон и тут отличился - у него до Гамлета только одна роль в шекспировской постановке. Он Джульетту играл. Мой мир никогда не будет прежним...

P.S. Пробегал слух, что грядет "Гамлет" с Камбербатчем. Хочу-хочу-хочу!
Tags: думаю мысль, кино и немцы, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments