Софья (lemura) wrote,
Софья
lemura

Categories:

"Не выиграл, а проиграл, и не "Волгу", а сто рублей..."

Ну что, я получила десять ответов на вопрос "Как в вашей памяти выглядит дом из "Десяти негритят"?" и вскрываюсь.

Ужасно интересно смотреть, как нас обманывает наше восприятие. Дело в том, что почти все вспомнили этот дом как темный, мрачный, викторианский, нео-готический и так далее. Кстати, я его сама таким представляла, пока не прослушала на днях "And then there were none". "Вы все ошибаетесь господа, - сказал Атос. - Мы едим конину." Не темный, не мрачный и не нео-готический. Ультра-модерновый это был дом.

"If this had been an old house, with creaking wood, and dark shadows, and heavily panelled walls, there might have been an eerie feeling. But this house was the essence of modernity. There were no dark corners—no possible sliding panels—it was flooded with electric light—everything was new and bright and shining. There was nothing hidden in this house, nothing concealed. It had no atmosphere about it.
Somehow, that was the most frightening thing of all..."

Прекрасно освещенный, с минималистичным (во всяком случае, по сравнению с викторианским-эдвардианским) дизайном - не зря все легко поверили, что дом могла купить какая-то кинозвезда, не зря Марстон, прожигатель жизни, "золотая молодежь", ни на секунду не усомнился, что в этот дом его пригласил приятель - пока грамофонный голос не возвестил "Вам предъявляются следующие обвинения...". Ультра-современный, ультра-модный дом - и от того еще более страшный, ведь вся история с невидимым палачом и неотвратимым возмездием к нему просто не подходит.
Даже обидно, что в экранизации как раз "типовое английское поместье" - возможно, постановщик попался в ту же ловушку восприятия и видел не то, что написала Кристи, а то, что "подходит".

Кстати, это не единственный случай, когда нас обманывают ожидания.
Например, королеву Марго в романе почему-то многие запоминают блондинкой (думаю, что виной тому или портреты, или российский сериал, который я, кстати, терпеть не могу). Реальная королева-то, возможно, и была блондинкой, но у Дюма она наоборот, брюнетка.
Мне еще в школьные годы (и какое-то время после) приходилось слышать, что я - вылитая княгиня Вера из "Гранатового браслета". Точно знаю, что люди, которые мне это говорили, книгу читали - но как они умудрились пропустить, что Вера - высокая блондинка?!

Ладно, цвет волос, в конце концов, не то чтоб важен. Но вот, например, деталь более важная - сколько этажей было в Доме Грибоедова (роман "Мастер и Маргарита")? А как правильно писать "мастер" применительно к герою этого романа - с большой буквы или с маленькой? Как в самом романе написано?
Дом Грибоедова все помнят большим, трех-пятиэтажным - а он между тем всего лишь "двухэтажный особняк". Но тут, мне кажется, скорее срабатывает булгаковский прием - этот особняк настолько большой изнутри по описанию, что трудно представить его маленьким - такая секция, сякая секция, "творческие путевки, обращаться к В. Подложной", зал, ресторан... В общем, расширение пространства без всякого пятого измерения, и очень, очень заметная параллель с Великим Балом. Очередная, кстати, параллель.
Игры нашего восприятия способны как испортить нам впечатление от интересной авторской находки (ну правда же страшнее, как у Кристи, чем так, как мы себе представляли), так и помочь эту находку обнаружить - ох, как я в свое время расписала трехмирную булгаковскую Москву, опираясь отчасти именно на фокус с "маленьким большим особняком".

А "мастер" в романе, кстати, везде с маленькой буквы. Но вот почему и откуда это вообще взялось - это совсем другая история.
И, дьявольски хохоча, лемур скрылся в горе книг.
Tags: думаю мысль, дурь у нас своя, книги
Subscribe

  • (no subject)

    Люблю читать аннотации к советским детективам (и вообще я собираю вампук этого рода). Урожай сегодняшнего дня: "Советские пограничники задерживают…

  • "... А я иду в кабинет и спокойно там занимаюсь математикой"

    Смотрю китайский сериал. Естественно, про гарем, потому что интриги же. Император подарил каждой из своих личных гаремных дам (от императрицы до…

  • (no subject)

    X-files как пример дискриминации по зоологическому признаку. Малдер и Скалли ищут серийника, который знакомится с жертвами онлайн, зовет на свидание,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments