Софья (lemura) wrote,
Софья
lemura

Categories:

"We do not come, as minding to content you, Our true intent is."

А мы вчера сходили на "Гамлета" с Бенедиктом нашим Камбербатчем.
Ну что я вам скажу...
Возможно, мы отшень много кушать, в смысле зажрались - но это кошмар, друзья мои.
Нет, к Камбербатчу и другим актерам претензий нет, они честно старались. Но если режиссер не тянет, то тут бессильна система Станиславского вся наука RADA.

Что было хорошего... Могильщики очень хороши. Хипстер Горацио. Актеры. Стражники. Лаэрт. Гамлет был бы хорош, если б не был так чудовищно устал (нельзя такое играть каждый день, плюс иногда два раза в день) - и кабы не режиссерское виденье. И, в общем-то все...

Я упомянула, что режиссер не тянет. Я не права. Она тянет. Она тянет из чужих постановок "Гамлета" как пылесос с турбонаддувом: декорации заметно похожи на то, что делал Брана; костюмы - привет Брана и Дорану ("Гамлет" с Теннантом), сценические решения и кое-какие идеи - здравствуй еще раз, Брана, передавай привет Дзефирелли. Не удивлюсь, если там и больше найти можно, просто остальные постановки я намного хуже знаю. На часть актеров надели образы из чужих постановок - но там это работало на идею, а тут я поймала себя на том, что начинаю пристально рассматривать декорации, кстати, огромные, сложные - и неудачные. Такой бешеной яркости фон я только в Top Hat видела - но там он опять таки работает на идею, а тут актеры просто теряются в стенах замка, как в лесу.

Символизм. О этот грешный символизм, когда на сцене символы, и они символизируют. Почему-то в постмодерновом до бровей и выше "Кориолане" не мешало то, что сцена - черный квадрат, что костюмы условны, раны и ожоги условны, кровь превращается в лепестки и наоборот. Здесь я смотрю и думаю: "На сцене чемодан, это отсылка к замку-коробке из предыдущего действия, к армейским грузам из переходной сцены и к коробкам и граммофону в начале спектакля. Это символ такой, все сворачивается до ящика с граммофоном, до игрушечного замка, нигде не спрятаться человеку, и ничего не останется от него. Я поняла, дорогой режиссер, я правда понимаю с первого раза." В цельную картину все эти символичные символы не складываются. Они просто есть.

Символичные символы повторяются бесконечно - идею "Гамлет-мальчишка" выразили стопятьсот раз, видимо, чтоб и самый тупой понял. Символичные символы громоздятся друг на друга как те ящики при погрузке. А давайте у нас в первом действии будет много белых бумажных цветов, а во втором - много черной резаной бумаги в той же зале? Это символично! Зачем эти горы не то земли, не то угля во дворце (точно во дворце. Там королева переодевается, портреты висят, рояль стоит)? Зачем бумажные цветы в музыкальных инструментах, если из них из всех "работала" только флейта, остальное внесли полежать на пять минут и потом вынесли? Ок, допустим, менять основной фон не стали, потому что Шекспир, и могли вообще табличку вынести. Но в "Кориолане" при минимуме декораций видно, где крепостная стена, где комната, где заседание правительства. Здесь мебели и прочего хлама до черта, все это постоянно меняют (оставляя стены, лестницу, портреты, рояль) - и все "для ни к чему". В моем восприятии апофеозом "дляникчемушности" стала сцена с попыткой Офелии предупредить Гамлета. Ну, вы помните - "Get thee to a nunnery: why wouldst thou be a breeder of sinners?", а король и Полоний подслушивают за стенкой. В этой постановке Офелия пытается предупредить Гамлета, что их подслушивают, пишет ему записку, но показать не успевает. Ок. Но вот почему потом она забывает об этой записке - и все забывают? Лежит бумажка на столе, Офелия не пытается ее спрятать ни от отца, ни от короля, и те тоже в упор не видят, что на столе что-то есть. Был предмет и бессмысленно сплыл. Видимо, не был символичен.

Сценография. Нет слов. Нет слов, чтоб описать всю гениальность режиссерского решения - во всех диалогах ставить хотя бы одного из участников задницей к залу и пришпиливать там намертво. Например, королева рассказывает Лаэрту, как умерла Офелия. Королеву играет замечательная актриса. Лаэрт тоже очень хорош. НО. Беднягу поставили задницей к залу, да еще так, что всем зрителям правой половины он и королеву собой заслонил. Видно только ее жестикуляцию. У нее красивые руки и прекрасная пластика, но это не спасает. И вот так половина диалогов - именно в этой точке, именно в этом ракурсе. И не надо мне про неудачные зрительские места - четвертый ряд партера в жизни не был настолько неудачным местом.

В общем, сходили, посмотрели, and we are not amused. Засела дома с записями разных постановок "Гамлета" и утешаюсь. Актеров жалко - так выкладываться ради настолько дурного спектакля, вероятно, обидно.
И копошится во мне грустное подозрение, что, возможно, дело еще и в том, что Камбербатч - киноактер, а не театральный. Хиддлстон универсал, а он нет. Надо будет сходить на другой театральный спектакль с ним же (когда будет) и посмотреть. Господи, пожалуйста, пусть это не будет спектакль Линсди Тернер.
Tags: лемурья болтовня, театр
Subscribe

  • (no subject)

    Возлегла с добычей и читаю одну из купленных в Хэй-он-Уай книг - мистический триллер тридцатых-сороковых годов. Начало уже прекрасное - еврея…

  • (no subject)

    А кто съездил в город букинистов Hay-on-Wye и вернулся с двумя сумками книг, тот мы. И кто теперь будет ломать голову, где все это размещать, тот…

  • (no subject)

    Получила с сегодняшней почтой новую книгу (ой, вы не поверите, но опять :)) - "Психология геноцида, бойни и экстремального насилия" Дональда Даттона.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • (no subject)

    Возлегла с добычей и читаю одну из купленных в Хэй-он-Уай книг - мистический триллер тридцатых-сороковых годов. Начало уже прекрасное - еврея…

  • (no subject)

    А кто съездил в город букинистов Hay-on-Wye и вернулся с двумя сумками книг, тот мы. И кто теперь будет ломать голову, где все это размещать, тот…

  • (no subject)

    Получила с сегодняшней почтой новую книгу (ой, вы не поверите, но опять :)) - "Психология геноцида, бойни и экстремального насилия" Дональда Даттона.…